Устройство и работа системы Common Rail ( Коммон Рейл, CR )
В последние годы люди стали больше задуматься о проблемах экологии. Создаются новые законы, разрабатываются схемы защиты окружающей среды, ужесточаются требования. Не обошло это и конструкторов двигателей внутреннего сгорания. До недавних пор особенно плохо дело обстояло с дизельными моторами, выхлопы которых угрожали здоровью человека и всему, что его окружает.
Перспективное направление разработок в области экологии – постоянное совершенствование системы впрыска. Так удается корректировать степень сгорания топлива, в результате чего выхлопу достается минимальное количество токсинов. Настоящий прорыв в области сделали разработчики немецкого концерна BOSH. Им удалось создать инновационную систему подачи топлива, которую назвали Common Rail. Экология выходит на первый план.
Конструктивные решения Коммон Рейл
Система Common Rail позволила добиться удивительных показателей, которые на первый взгляд кажутся неправдоподобными: уменьшение расхода топлива на 15% с сопутствующим увеличением мощности мотора на 40%.
Уже название системы подачи топлива говорит само за себя: «common rail» - «общая магистраль». Теперь топливный контур подает горючее напрямую в цилиндры, используя крайне высокое давление. Еще у Common Rail есть другая отличительная черта: то самое давление с моментом впрыска топлива поддается широкой регулировке.
Система Common Rail состоит из следующих конструктивных элементов:
Название элемента |
Функция |
Особый плунжерный насос |
обеспечивает установленное давление в системе |
Клапан |
дозирует подачу горючего к насосу |
Регулятор давления |
регулирует уровень давления, значение которого зависит от текущей эксплуатации двигателя |
Топливная рампа |
важнейший элемент, отвечающий за:
|
Форсунки Common Rail |
непосредственный впрыск горючего в топливные цилиндры |
Топливопроводы |
соединительная функция (объединяют систему Common Rail воедино) |
Принцип работы CR
Электронный блок управления
Система Common Rail богата автоматизированными элементами. «Сердцем» является электронный блок управления (ЭБУ), который обрабатывает информацию с многочисленных датчиков, распределенных по всем узлам. В нужный момент времени (при поступлении сигналов) ЭБУ подает управляющие команды, которые влияют на поведение системы в целом. Важность данного элемента трудно переоценить. Если он выйдет из строя, под угрозой окажутся не только экология и расход горючего, но и исправная работа всего двигателя.
Фильтрация
Common Rail сильно зависит от качества топлива и его чистоты, бесперебойной подачи. Поэтому из бака солярку «забирает» специальный насос с фильтром. Это контур низкого давления. Только после него топливо попадает к плунжерному насосу.
Два вида форсунок
Современные дизельные двигатели оборудуются двумя видами форсунок – электрогидравлическими и пьезоэлектрическими. Рассмотрим каждый из них подробнее:
Характеристика |
Электрогидравлическая форсунка |
Пьезоэлектрическая форсунка |
Исполнительный элемент |
электромагнитный клапан |
пьезокристалл (его положение зависит от уровня напряжения) |
Основные преимущества |
низкая стоимость, нет завышенных требований к качеству топлива |
быстродействие, высокая надежность |
Ремонтопригодность |
Устройства от компании BOSH не нуждаются в разборе и ремонте. Сломанный элемент просто меняют на новый |
|
Стоимость на рынке |
до $250 |
от $300 |
Ресурс |
200 000 километров пробега |
Послесловие
Система подачи топлива Common Rail – прогрессивная разработка немецких конструкторов. На сегодняшний день она одна из самых надежных, применяется в новых легковых автомобилях с дизельными двигателями. Тем не менее, Common Rail требует от водителя внимательного и бережного обращения. Своевременно проводите техническое обслуживание, используйте качественное топливо, не злоупотребляйте агрессивным стилем езды, и тогда Common Rail прослужит исправно долгие годы.