Большинство автолюбителей сталкивались с понятием «турбо», но мало кто понимает, что оно означает. На самом деле все просто: приставка «турбо» говорит о наличии в автомобиле турбокомпрессора или турбины. Попробуем разобраться в его особенностях.
Что такое турбокомпрессор?
Автомобильный турбокомпрессор – специальный элемент, необходимый для повышения мощности машины путем пропуска в цилиндры увеличенного количества воздуха.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем:
- Результатом работы любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания становятся выхлопные газы.
- Они раскручивают крыльчатку выпускного коллектора.
- За счет жесткой связи приходит в движение крыльчатка впускного коллектора.
- В двигатель поступает больше горючего и воздуха.
- Повышается мощность мотора.
Интеркулер
Если постоянно нагревать воздух, повышается его плотность. Именно поэтому снова и снова подавать его в систему не получится. Необходимо снижать температуру. С этой целью установлен интеркулер. Этот дополнительный радиатор охлаждает воздух, который попадает во впускной коллектор.
Турбояма
Крыльчатка турбокомпрессора способна обеспечить колоссальное количество оборотов – до 200 тысяч в минуту. И у такой особенности есть последствия: турбокомпрессор становится инерционным. В быту это явление получило название «турбояма».
Когда водитель резко вдавливает педаль в пол, ничего не происходит. А все потому, что крыльчатке необходимо дать время на раскрутку. Она не может мгновенно подать воздух в двигатель – ей требуется несколько секунд. Отметим, что современные автомобильные концерны добились немалых успехов в борьбе с «турбоямами». Одно из решений – установить пару перепускных клапанов.
Работают они в связке. На первый возложена ответственность за выхлопные газы, на второй – за перепуск воздуха из коллектора в турбокомпрессор. Результат следующий. Когда педаль газа отпускается, крыльчатка реагирует на это очень медленно, снижая оборы постепенно. В противоположной ситуации при резком наборе мощности воздух поступает полностью. Здесь «турбояма» зависит от быстродействия перепускного клапана.
Перепускной клапан
Перепускной клапан – важный элемент конструкции турбокомпрессора. Его задача кроется в отводе части отработанных газов от турбины. Тогда вращение ограничивается, а давление, воспринимаемое впускным коллектором, снижается. Перепускные клапаны бывают внешними и внутренними. Чаще всего на дорогах гражданского пользования встречаются вторые.
Внешний клапан устроен сложнее. Он расположен за пределами турбины и чаще всего используется в спортивных автомобилях. Конечно, он в несколько раз надежнее и эффективнее, но и размеры у таких перепускных клапанов внушительные. Использовать их в условиях стандартной машины затруднительно.
Битурбо, твинтурбо
Битурбо – система с двумя турбокомпрессорами, а твинтурбо – с тремя. Дорогое и мощное решение, встречающееся у гоночных автомобилей. Смысл в том, чтобы использовать компрессоры разных размеров. В итоге тот, у которого инерционные характеристики побольше, работает на малых оборотах, а второй – на максимальных.